Originally published at Гипертаблоид редактора Удикова. You can comment here or there.
Религиозный грех-код, или наденьте это немедленно
Предложение московского протоиерея Всеволода Чаплина ввести в России дресс-код, уже вызвало бурную реакцию светского населения. Россиянам, а тем паче россиянкам, считает протоиерей, не хватает сдержанности в одежде. Количество легкомысленных нарядов, уверен Чаплин, прямо пропорционально числу случаев насилия. Причем главу синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества уже поддержал всероссийский муфтият. В Татарстане же, если что и оказалось пока сдержанным, так это отношение местного духовенства к идее московского коллеги.
В казанской епархии и духовном управлении мусульман предпочли воздержаться от комментариев. Зато куда разговорчивей оказались те, кто так или иначе связан с религией, но не обременен духовным саном.
- Услышав слова Всеволода Чаплина, я даже обрадовалась, - признается Наиля Зиганшина, председатель Союза мусульманок Татарстана. - Может быть, россиянки прислушаются к нему и начнут одеваться более скромно?
Но, сразу же оговаривается Зиганшина, речь идет не о том, чтобы закутаться с ног до головы в паранджу. Просто — поскромнее надо наряжаться. Это и от чересчур настойчивых кавалеров спасет, и институт семьи укрепит. Мужчина, глядя на жену-скромницу, уверится, что супруга принадлежит исключительно ему.
- Сейчас, увы, мужчины все чаще относятся к женщинам как к «телкам»! – вздыхает мусульманка. Но, добавляет она, вводить дресс-код насильственно нельзя.
«Телок» в российских дамах видят далеко не все мужчины.
- Женщина – это ангел! – с жаром произносит архитектор и автор храма всех религий Ильдар Ханов. И сокрушенно добавляет: - Разве ангел может быть раздетым?
Впрочем, монументальный образ толпы, одетой по единым лекалам духовных отцов, ему, художнику-монументалисту, кажется на редкость малопривлекательным. И вовсе не из соображений эстетики и морали. Дело серьезнее. Если все мусульмане начнут одеваться по-своему, а православные — по-своему, это, опасается Ханов, подчеркнет, что мы – разные. И приведет к взаимной неприязни, а то и хуже – к открытой вражде.
- Лучше, чтобы мы одевались одинаково — но одинаково свободно, - считает художник.
Людей сугубо светских, правозащитников, затея с дресс-кодом и вовсе повергла в недоумение:
- У нас светское государство, и для всех религиозные догмы неприменимы, - комментирует ситуацию глава Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. - Как одеваться человеку, если он атеист? Если мы все оденемся в балахоны и выйдем на темные улицы, число преступлений не сократится. Может, просто улицы получше освещать?
Есть и другой аспект, считает правозащитник: интересно, какой же эксперт возьмется оценить, какая длина юбки приемлема, а какая нет?
- Кто встанет с линейкой? – вопрошает он.
От задумки с дресс-кодом, по мнению Шолохова, веет казармой. Служить, будучи в казарме, еще можно. А вот жить – строго противопоказано…
Алина ГРИГОРЬЕВА,